Всемирный день защиты прав потребителей 15 марта 2017 г.

Каждый из нас, вне зависимости от своего положения в обществе, время от времени исполняет социальную роль потребителя – покупает либо заказывает какие-то товары и услуги. По сути, каждый член нашего общества обладает потребительскими правами.

Эти права впервые озвучил Д. Кеннеди в 1962 году, выступая в конгрессе Соединенных Штатов. Неотъемлемыми правами потребителя им были признаны право на достоверную информацию (то есть, защиту от лжи в рекламе, надписях на этикетках и т.д.), на безопасность (другими словами, на защиту от таких продуктов или услуг, которые могут быть опасны для здоровья или имущества потребителя), на выбор (обеспечивающее возможность иметь выбор товара по сравнимым ценам и качеству) и на выражение своих интересов (иначе говоря, право свободно высказывать свои интересы, а также отстаивать их). В настоящее время в список базовых прав включены еще четыре пункта. Первое - право на удовлетворение всех основных человеческих потребностей или нужд (т.е. на получение товаров и услуг, необходимых для выживания), на возмещение (на рассмотрение своих претензий и правовую помощь). Третье право, утвержденное законодательно -  на потребительское просвещение (проще говоря, на приобретение знаний о своих правах и том, как их грамотно отстаивать, как повлиять на производителя), а также на здоровую природную среду (на защиту от продуктов, негативно влияющих на окружающую среду).

Все эти принципы лежат в основе законов, касающихся защиты прав граждан, а иначе говоря, потребителей большинства стран мира, в том числе и нашей страны, где первый закон такого рода был принят в 1992 году. Интересной особенностью праздника, «Дня защиты потребителя», является традиция каждый год проводить его под новым, особенным девизом, подчеркивающим основные на данный момент проблемы в сфере защиты интересов людей.

Скажем, в 2008 году он касался проблемы нездорового питания детей, и правозащитники, в результате, добились того, что власть приняла «молочный регламент», благодаря которому питьевым молоком разрешается называть только продукт, изготовленный из натурального молока, не подвергавшегося выпариванию. Прочие продукты, содержавшие хотя бы один процент сухого порошка, должны называться молочным напитком или заменителем. Правда, мы можем видеть, что производители нарушают это законодательно установленное право. Следовательно, в России правозащитные организации, по крайней мере, в сфере прав потребителя, пока ещё очень слабы.

Однако, надежда на улучшение ситуации есть – с каждым годом всё большее количество потребителей обращается в соответствующие органы (в том числе, в суд) с заявлением о нарушении своих прав, и количество таких обращений с каждым годом увеличивается примерно в три раза по сравнению с предыдущим.

Другое распространенное правонарушение – ущемление банками прав потребителей посредством включения в договоры пунктов, на которые кредитные организации по закону не имеют права.

Так что, сегодняшний день - лишний повод повысить свою грамотность относительно собственных законных прав и тем самым, в конечном счете, внести свою лепту в улучшение благополучия всего населения страны.