День социолога 14 ноября 2017 г.

День социолога

День социолога – это неофициальный профессиональный праздник, который отмечается в России ежегодно 14 ноября. Дата выбрана в память об открытии в этот день в Париже, в 1901 году, Русской высшей школы общественных наук. Это был первый в истории опыт создания социологического факультета.

Сам термин «социология» ввел философ Огюст Конт в первой половине XIX века. Его определение звучит так: социология – это наука, которая изучает общество, рассматривая его и как единую целостную систему, и как отдельные общественные институты, раскрывая отношения и закономерности. Первыми социологами были такие известные личности, как Э. Дюркгейм, М. Вебер и К. Маркс.

Уже в XX веке в социологии появились отдельные специфические направления – семейная социология, политическая социология и так далее. В это время большое распространение получили социологические опросы. Их цель – быстрое получение информации о мнениях людей по различным общественно важным вопросам, об их оценках существующих явлений и феноменов.

Поскольку мнение большинства далеко не всегда совпадает с мнением власти, социология всегда испытывала на себе идеологическое давление. В сталинские времена этой науки практически не существовало. Да и после смерти вождя ученые, работающие в этом направлении, подвергались гонениям. В 1969 году Юрий Левада, основатель Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был лишен профессорского звания «за идеологические ошибки в лекциях». И даже в постсоветский период давление на социологию не прекратилось. В 2003 году Леваду сняли с поста директора ВЦИОМа.

Сейчас в России существует несколько социологических центров, которые серьезно занимаются исследованиями общественного мнения, в том числе и Аналитический центр Юрия Левады, в который ушел весь коллектив ВЦИОМа. На самом деле, социология – наука очень сложная, и она помогает прогнозировать появление некоторых феноменов за десятилетия до того, как они начнут проявляться. Поэтому без социологических исследований довольно трудно принимать политические решения или решать задачи развития бизнеса.

Однако в последнее время, к сожалению, эту науку используют в прикладных целях – как рекомендательную в бизнесе, маркетинге и рекламе. Для проведения серьезных аналитических исследований нужны большие средства, а это всегда было проблемой для социологии.