Международный день детской книги 2 апреля 2017 г.

День детской книги появился в 1967 году. Инициатором его создания стала организация под названием «Международный совет по детской книге» (аббревиатура – IBBY), а точнее, ее основатель  – немецкая писательница, журналист и переводчик Йелла Лепман, почти неизвестная в России. Праздник приурочен ко дню рождения одного из самых значительных писателей-сказочников – Ганса Х. Андерсена, родившегося в 1805 году.

Этот день – отличный повод поздравить всех, кто помогает произведениям, адресованным детям, появляться на свет, тем самым радуя наших детей и нас самих – ведь все мы, как говорится, родом из детства… Открытка с теплыми словами, небольшой букет цветов, или даже просто дружелюбная улыбка способны украсить жизнь каждого. Поделитесь сегодня своими самыми светлыми, искренними чувствами с авторами, редакторами, художниками, библиотекарями. И обязательно с теми, для кого они творят – детьми!

Инициатор праздника, Йелла, практически всю свою удивительную жизнь посвятила детям и детской литературе. Она переводила и редактировала множество детской и юношеской литературы, сама написала несколько книг для детей, а также основала Международную юношескую библиотеку, представляющую собой профессионально составленный сборник лучших детских книг писателй мира. Один из наиболее успешных проектов данной международной библиотеки – тематические выставки книг писателей мира в различных странах. Например, в 2004 году такая выставка, посвященная теме мира, дружбы и толерантности, прошла в Москве.

Йелла Лепман также организовала премию имени Ганса Х. Андерсена для детских писателей. Эта премия вручается 2 апреля, на празднике, каждые 2 года. В настоящее время ее лауреатами являются более 40 человек – иллюстраторы и писатели, в том числе Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Туве Янссон и Джеймс Крюс .
У «Международного совета» существует множество национальных отделений, и ежегодно одно из них становится почетным организатором этого чудесного праздника. Работники этого подразделения придумывают тему праздника и приглашают известного писателя из числа своих соотечественников для написания послания детям планеты. Также IBBY приглашают художника, который создает тематический плакат для праздника.

В течение всего года эти материалы используются для распространения интереса к чтению, так как оно, по убеждению организаторов, оказывает решающее влияние на интеллектуальный и духовный облик подрастающего поколения людей.

Детская литература – явление относительно молодое. Примерно до 17 в. дети читали почти ту же литературу, что и их родители. Сказки, былины, фантастические и мистические истории существовали только в устной традиции, и их никто не адаптировал для детского восприятия. Некоторые из этих произведений устного творчества, трансформировавшиеся в печатный текст, и сейчас вызывают огромный интерес – например, басни Эзопа, легенды о Робин Гуде, о короле Артуре,  или народные сказки в пересказе братьев Гримм или Шарля Перро.

С появлением и распространением печатного станка в Европе начинается и история детской литературы как таковой, и к 18 веку ассортимент книг для детей был уже достаточно велик для того, чтобы ребенок мог выбирать себе книги по вкусу.

19 век по праву называется золотым веком литературы, адресованной детям и юношеству. К этому времени не вызывал сомнения тот факт, что детям, кроме учебников и книг на религиозную тему, нужны и собственные книги, кроме того, неуклонно повышалась грамотность населения, включая и бедные классы.  Важнейшим событием стало появление книг Льюиса Кэрролла об Алисе – эти книги были основаны на свободном полете фантазии и юморе, и лишены поучительности, что было для того времени новаторством. «Детское» направление приобрело в издательском деле статус самостоятельной отрасли только в 20-х года двадцатого века.

Детские книги – энциклопедия всего интересного, радостного и важного, что только бывает на свете. Сегодняшний праздник – дополнительный повод почитать ребенку на ночь, «подкинуть» ему хорошую  книгу, а может, и самим перечитать любимые с малых лет книги. Или даже восполнить пробелы прошлого и, наконец, прочитать то, что когда-то пропустили…